Дистанционное обучение в России


Статья об обучении

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение на территории РФ стало одним из перспективных методов получения знаний в наши дни. При таком виде получения знаний используются самые разные технологии и средства коммуникации, включая, в частности, интернет. Первые случаи опытного и качественного использования коммуникаций на практике смогли определить место и важность ДО, которое осталось таким сейчас. Поэтому сейчас ДО стало дополнительным, а не базовым методом образования. Что же касается обычных занятий, то они идут, как раньше, в очной форме, даже с учетом взрывного развития технологий распространения информации и телекоммуникации.

Совсем иное дело – это ВУЗы, особенно предоставляющие предметы на платной основе. Таких ВУЗов свыше 60 процентов, и в них дистанционное обучение стало одним из методик увеличения количества обучающихся и, как итог, финансирования.

Это была одна из причин того, почему с середины 90-ых годов именно дистанционное обучение было источником получения ВО, поэтому оно не входило в систему среднего или начального видов образования.

Заметные для социума сдвиги появились также и в повышении квалификации, причем речь идет как о системе ВО, так и обо всех вариантах и сферах производственной деятельности, где максимально выгодно заниматься проведением переподготовки работников без пропуска или отрыва от их главной работы. Кроме того, на производстве дистанционное образование помогает сэкономить значительное количество денежных средств на командировках.

Кроме того, образовательным учреждениям благодаря дистанционному образованию больше не нужно тратить свои личные денежные средства, время и силы на то, чтобы построить или взять в аренду здания или оформить классы. В общем, напрашивается только один вывод – это значительная выгода в экономическом плане.

Из всего этого следует то, что дистанционное обучение можно назвать сегодня одним из быстро развивающихся видов образования, однако оно, несмотря на все свои видимые плюсы, все равно не является насколько проникающим и массовым, как хотелось бы сегодняшнему компьютеризированному обществу.

Всего лишь пару-тройку лет назад такому виду получения знаний, как дистанционное образование, прочили светлое большое будущее и распространение среди пользователей, однако реальность смогла внести свои собственные настройки и коррективы даже в самые скромные ожидания. Поэтому ДО получило свое распространение именно в таких местах, сферах и элементах, где оно стало оптимальным и уместным для реализации и существования.

Из всего, что выше изложено, можно отметить, что сейчас важно как спрогнозировать будущее в информационном обществе, так и разрешить те проблемы со знаниями и обществом, которые есть сегодня.

При этом важно помнить о том, что примерно 95 процентов курсов и занятий по дистанционному обучению, находящихся в интернете, пока что находятся в стадии ожидании первого своего полноценного студента. Корреспондентское получение знаний удаленно, как и экстернат – это все те способы образования, которые вполне могут быть удаленными, ведь и такие виды образования предполагают самостоятельно обучение на расстоянии.

И пусть сейчас такие виды уроков распространены очень широко, все равно массовое представление о ДО основано на использовании коммуникаций и тех ресурсов, которые дали человеку интернет-технологии, а также на использовании технических средств.

ДО имеет тесную связь с образованием в сфере интернет, однако оно не является тождественным для него. Если смотреть на интернет и дистанционное образование и сравнить их как понятия, то интернет-образование – это один из видов дистанционного. Суть в том, что при интернет-образовании упор делается на технологическую и техническую специфику процесса обучения, получения знаний и сдачи предмета.

Помимо этого, образование, предоставляемое ученикам в сфере интернет, не предполагает под собой обязательное удаление учеников и преподавателей друг от друга. Примером может быть урок информатики или занятия в компьютерном классе.

Поэтому дистанционное образование смогло глобально поменять модель взаимодействия между учеником и учителем, хотя в нем и были все признаки классического обучения.

Чуть позже в образовательный процесс добавили несколько новых субъектов с уникальными функциями. Это тьютор, то есть дистанционный педагог, инструктор, а также администратор ДО, координатор и разработчики. Причем разные должности доступны для исполнения одним и тем же человеком.

Эффективность ДО определяется двумя подходами педагогики:

  • 1. Обмен информацией;
  • 2. Вывод на первый план продуктивности обучающихся.

Обучение можно проходить как синхронно, так и асинхронно – через конференцию или посредством почты. Различные характеры образования – это главные черты обучения, а ключевая его цель – это самовыражение учащегося, получающего знания удаленно.

Сейчас возможности ДО можно реализовать с помощью любых сервисов коммуникации, начиная от рассылок о почте и заканчивая веб-конференцией с видеосвязью. Сейчас, если учесть уровень образованности и технического прогресса, самым оптимальный и эффективный вариант дистанционного образования – это электронная почта.

Помимо средств, находящихся в свободном доступе, есть и множество уникального специализированного программного обеспечения, которое дает возможность разрешить большое количество педагогических и организационных задач в рамках дистанционного образования.

К примеру, некоторое ПО позволяет получить 12 или больше видеоизображений учащихся, причем и каждый ученик сможет увидеть такое же количество изображений. Кроме того, каждый ученик и учитель сможет говорить и слушать.

Что же касается текстового чата, то он используется для того, чтобы проводить беседу как со всеми сразу, так и с одним учеником. Класс внимания, позволяющий преподавателю вызывать несколько или же только одного обучающегося для ответа, также позволяет работать только с одним учеником. И это далеко не все особенности специализированного ПО.

Различные виды и типы ДО определяются уникальными особенностями процесса педагогики, а также набором сервисов, которые есть у учебного заведения в личном пользовании.

Как показывает практика, продуктивность применения при дистанционном обучении отмечена в подобных типах:

  • Вводное занятие;
  • Индивидуальное проведение занятий;
  • Консультирование;
  • Конференция;
  • Чат-занятие;
  • Веб-занятие.

Все эти и другие формы используются как для обучения, так и переквалификации кадров. К примеру, можно создать конференцию специалистов.

Дистанционное обучение в государствах Европы

Самые популярные виды дистанционного образования среди студентов РФ – это те виды образования, которые предлагают Великобритания и США. Но такое же качественное и квалифицированное обучение можно также получить и в ряде других государств.

Нидерланды

Университет, расположенный на территории города Утрехт, позволяет получить ученую степень доктора или магистра в области философии. Также там же можно обучаться и получать знания в различных сферах, начиная от эпидемиологии и заканчивая ветеринарией.

Тут следует отметь, что это вагенингенский университет находится на втором месте в сфере лесного и сельского хозяйства.

Швеция

Уппсальский университет, расположенный на территории Швеции, а именно в городе под названием Уппсала, является самым старым университетом во всей Скандинавии. Одновременно с этим это образовательное учреждение является одним из самых престижных и ведущих среди ВУЗов Северной Европы. Университет предлагает всем желающим онлайн лекции, причем они представлены в качестве звуковых или визуальных документов. Их можно загружать для того, чтобы обучаться самостоятельно. Однако завершает курс письменный экзамен в интернете

Австрия

В Австрии есть венский университет, и находится он в городе Вена. Больше всего это образовательное учреждение подходит таким студентам, которые находятся в поисках онлайн-программ в области менеджмента или же в области интернациональных взаимоотношений. Согласно предпочтениям, обучающиеся могут самостоятельно заниматься изучением курсов как онлайн, так и в сочетании с онлайн-курсами и конференциями вместе с другими обучающимися. У курсов нет фиксированного строгого времени, поэтому студенты могут выполнять занятия и домашние задания в любой день в рамках одной недели обучения.

Германия

В Германии, в городе Висмар, есть висмарский университет, который даже получил отличную награду в сфере предоставления услуг по дистанционному обучению в рамках курса «Профессиональные изучения и исследование дизайнерских особенностей естественного освещения». Более того, в 2013-ом году именно этот университет пополнил список лучших институтов, занимающихся дистанционным образованием. Здесь можно обучиться и получить степень в различных сферах и предметах.

Испания

В Испании есть бизнес-школа, которая сотрудничает с несколькими партнерами. Это университет в Барселоне и EAE Business School. Это самые авторитетные бизнес-школы, расположенные в Испании. Студентам здесь представлены различные курсы, касающиеся администрирования, рекламы, менеджмента и подобных направлений.

Что же касается европейского института под названием Campus Stelae, то он позволяет обучаться студентам в разных профилях. Особенность этого института – отлично развитая среда коммуникации, при которой можно принимать участие в видеоконференциях.

Ирландия

В Ирландии, в Дублине есть технологический институт Корка, который позволяет обучиться по таким специализациям, как:

  • Облачные вычисления;
  • Обучение проектированию;
  • Экологическая инженерия.

За счет приложения, через которое ученики могут присоединиться к процессу, у каждого из обучающихся есть возможность изучать предоставленные материалы в режиме 24/7.

Финляндия

В Финляндии, в городе Хельсинки, есть университет, который входит в 100 лучших во врем мире. Обучение бесплатное, а курсы краткосрочные. Дисциплин очень много, начиная от этики в экологии и заканчивая научной фантастикой и когнитивной нейронаукой.

При всем при этом это далеко не все виды дистанционного образования, которые могут получить жаждущие до знаний ученики без посещения учебного образовательного учреждения. А с учетом того, насколько хорошо сейчас развиты интернет-технологии и коммуникация, можно быть уверенным в том, что таких видов образования будет еще больше.