Дополнительное профессиональное образование


Статья об Дополнительное профессиональное образование

Дополнительное профессиональное образование

По окончании учебного заведения, многие выпускники рассчитывают больше не попадать в стены своей "alma mater" или иных подобных заведений. Но в настоящее время экономическая ситуация в стране складывается таким образом, что наличие дополнительного профобразования — это имеющая место необходимость. Молодому специалисту необходим фундамент, отталкиваясь от которого он имеет возможность продвигаться по служебной лестнице, обучаясь чему-то новому, осваивая смежные специальности и оттачивая профессиональные навыки.

Идея дополнительного образования

Сегодняшний уровень развития технологий задает все более высокие планки для их достижения. Способы производства, методы управления - всё развивается и совершенствуется. Все специалисты должны регулярно овладевать всё более новыми методами и способами работы, которые востребованы на рынке.

Основная масса сотрудников, осуществляющих свою трудовую деятельность на производствах связанных с рисками для жизни, регулярно проходит курсы по повышению своих профессиональных навыков. Это позволяет таким специалистам всегда обладать актуальными знаниями в сфере своей профессиональной деятельности. Дополнительное образование — непрекращающийся процесс повышения профессиональных навыков в свете появления новых технологий и знаний в определенных профессиональных областях.

История развития профобразования в России

В начале 1900-х годов, в Российской Империи, допобразование получило стимул для развития через организацию различных объединений таких как: кружки, клубы, мастерские, оздоровительные лагерея-колонии (сначала в них принимались исключительно мальчики).

На начальном этапе становления сферы дополнительного образования (ДО), основная его направленность была связана с изучением культурного наследия и развития общества. На старте 20-го века, создатели общества «Сетлемент», видели перед собой цель, удовлетворения духовной и социальной нужд подростков из семей с низким достатком.

Революция 1917 года стала прародителем идеи преобразования внешкольного воспитания к дошкольному образованию. На первом этапе организовывались различные «станции» юных природоведов — подобным образом допобразование в городе Москве делало робкие попытки закрепиться в умах людей. Через год был собран съезд обсуждавший темы связанные с внешкольным образованием и посветивший свою повестку вопросам его дальнейшего улучшения.

По окончании Великой Отечественной войны происходило восстановление не только промышленности и сельского хозяйства, но и всей системы образования и в частности дошкольного. Массово происходило возведение всевозможных Дворцов пионеров, лагерей, станций юнатов, споршкол и других учреждений внешкольного образования. Функционирование основной массы дошкольных учреждения в период с 50-х до начала 90-х годов строилось на идеологической составляющей. В случаях проявления каких-либо альтернативных вариантов, быстро принимались меры к закрытию подобных структур без оглядки на их достижения. Несмотря на это, был накоплен обширный опыт в сфере воспитания молодежи в различных возрастных границах. Начиная с 90-х годов сформировалась ситуация, повлекшая за собой утрату системы внеклассного образования, В это время произошли события повлекшие за собой изменения в качестве, содержание и формах деятельности организаций отвечающих за внешкольное обучение.

В настоящее время сфера дополнительного обучения включает в себя порядка 17000 заведений, где проходят обучение почти 10 млн. детей различных возрастных категорий. В основной своей массе процесс обучения осуществляющийся в различных дворцах, кружках и секциях бесплатен, но в сферах с высокой популярностью среди детей и молодежи объем платных кружков намного больше.

Профессиональное образование как отдельный вид ДО

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) имеет своей задачей улучшение или наработку новых навыков уже дипломированными сотрудниками. Предоставляемый программами ДО объем знаний имеет прямую зависимость от поставленных задач: Повышение квалификации — непродолжительные по времени этапы образовательного процесса с целью увеличения объема знаний в определенной области. Профессиональная переподготовка — набор программ обучения со средними временными затратами, основная задача которых углубление знаний в определенной сфере или направлении деятельности. Более подробную информацию, касаемо ДО, можно получить на сайте дополнительного образования — интернет-портале, специально созданном для отображения информации для круга заинтересованных лиц, которые планируют получение дополнительных навыков и знаний.

Образовательное учреждение ДПО

Сотрудники, ставящие перед собой задачу профессионального роста, осуществляют периодические мероприятия по повышению своей квалификации, стремясь получить новые знания в сфере своей деятельности. В настоящее время есть возможность осуществлять самообразование с использованием различных специальных бумажных изданий и интернет порталов об образовании. Однако чтобы получить официальное подтверждение о прохождении курсов повышения необходимо пройти обучение в сертифицированных и аттестованных заведениях.

В их среде выделяется: Институт дополнительного профессионального образования. Основное направление деятельности учреждения — обучение после окончания ВУЗов. Чаще всего подобное образование делится по профильности — для работников образовательной сферы, для сотрудников государственной службы и так далее. Часто факультеты ВУЗов предоставляют услуги по ДО для своих же выпускников. Обычно центры ДПО - государственные или негосударственные учреждения оказывающие услуги, как в получении новых профессий, так и в повышении их навыков сотрудниками по их профессиональным специальностям. Институт оказывает услуги всем желающим в получении другой профессии помимо основной или повысить навыки по имеющейся.

Программа дополнительного профессионального образования

Выбор программы для прохождения дополнительного профессионального образование происходит в зависимости от вида обучения. Они различаются по многим показателям: временные характеристики, возможностью обучения без прерывания производственного процесса, прохождение стажировок, различные курсы, тренинги, конференции, семинары.

Формы ДО

С целью прохождения образовательных программы находящимися за рамками основного, в настоящее время имеется большое количество различных госучреждений ДО: дома культуры и творчества, клубы, кружки и студии, курсы повышения квалификации, высшие учебные заведения и многие другие. К негосударственным же можно отнести — частные школы и курсы, обучение в которых происходит на платной основе. Некоторые негосударственные учреждения осуществляют свою деятельность на благотворительной основе и не берут платы за процесс обучения.

Обязанности работодателя по ДПО сотрудников

С целью выявления уровня образования сотрудников, компаниями проводятся регулярные мероприятия по повышению квалификации. ДО персонала это часть обязательств которые накладывает на себя работодатель. Вот некоторые категории специалистов обязанных проходить курсы дополнительного образования: медицинский персонал, преподавательский состав ВУЗов, школ и заведений дошкольного образования, служащие на государственной службе, персонал чья профессиональная деятельность связана с опасными производствами или особыми условиями труда. По завершении курсов им вручают документ удостоверяющий прохождение необходимых курсов. В тех случаях когда законодательством не прописано обязательное ДО, работодатель лично принимает решение о его необходимости и периодах проведения. Данные моменты фиксируются в уставных документах компании.

Квалификационные мероприятия проводятся не реже чем раз в 5 лет. Важно отметить, что временные затраты на обучение оплачиваются работодателем даже при условии их выпадения не на рабочие дни. Сотрудники имеют право по собственному желанию, и во вне рабочее время осуществлять дополнительное обучение. В данном случае работодатель имеет право не оплачивать время затраченное на осуществление дополнительного профессионального образования.