Курсы повышения квалификации


Статья об Повышение квалификации

Повышение квалификации

В рамках действующего на территории России Трудового Кодекса существует большое количество статей, в рамках которых упоминается такой момент, как квалификация работника. В частности, отмечаются такие моменты, как:

  • Работник должен предъявлять такие документы, которые подтверждают уровень и качество его квалификации в случае проставления этого работника на работу. Речь идет о такой работе, которая требует от работника специальную подготовку. Этот момент регламентирован статьей 65 ТК России;
  • Предлагая работу в процессе проведения, организации и улучшения как технологических, так и организационных рабочих решений, сторона-работодатель должна в обязательном порядке ориентироваться на уровень квалификации работника. Этот момент регламентирован статьей 74 ТК России.

Известно, что от того, насколько квалифицирован работник, зависит уровень его заработной платы. Однако важно знать, что именно понимается под определением квалификации в плане трудовых взаимоотношений. Также важно знать и то, обязан ли работодатель своими действиями способствовать достаточное повышение квалификации работников.

Что такое квалификация сотрудников

Повышение квалификации сотрудников как определение появилось в рамках ТК России относительно недавно, после ФЗ 236 от 3.12.2012. Этот закон ввел статью 195.1, в которой отмечается, что квалификация и ее повышение среди работников производственной или любой другой компании – это показатели знаний, умений, а также опыта и навыков сотрудника.

Документ можно получить на курсах повышения квалификации, и он своим действием подтверждает:

  • Присвоение или улучшение показателей квалификации работника на основании профильного или профессионального образования (его можно подтвердить соответствующим удостоверением о прохождении курсов улучшения квалификации или дипломных удостоверений о переподготовке в рамках профессиональной деятельности;
  • Присвоение работнику разряда, класса или же квалифицированной категории по итоговым результатам обучения по профилю.

Законодательной характеристикой соответствующей квалификации, нужно работнику для выполнения различных видов и процессов профессиональной специализированной деятельности, является стандарт профессии. Сейчас проводится активная разработка подобных стандартов специализированного типа.

Порядок разборки, а также использования и утверждения стандартов профессии, равно как и установление тождественности различных наименований в ЕКС и ЕТКС, установлен соответствующим Постановлением Правительства России под номером 23 от 22.01.2013-го года.

Основные задачи и цели улучшения квалификации

Перед тем, как начать собственное дело, необходимо понять, для чего это делается. К основным задачам повышения квалификации можно, помимо всего прочего, отметить такие, как:

  • Вооружение сотрудников обновленными навыками и знаниями. Это гарантирует формирование более свежих идей для разбора сложностей и решения проблем;
  • Мотивирование своего рабочего персонала. Если сотрудники будут получать свои знания от компании, они будут чувствовать, что начальник занимается заботой о нем. Тогда у человека будет достаточное стремление для повышения труда, его качества и производительности;
  • Снижение показателей текучести сотрудники. Один из самых эффективных способов борьбы с текучестью – это повышение квалификации рабочих. Такой принцип помогает работникам и компании даже тогда, когда эту же проблему не спасает премирование;
  • Внедрение обновленных инновационных технологий. Сегодня наступила эпоха повышенных скоростей и компьютеров. И в этом нет ничего страшного или непонятного, а со всеми проблемами и инновациями помогут справиться курсы улучшения квалификации;
  • Воспитание и «взращивание» работников. Повышение показателей квалификации – это одна из производственных стратегий для ряда компаний. Речь идет о тех компаниях, которым выгоднее «взращивать» своих работников с нуля, а не нанимать их же где-то на стороне.

Почему повышение квалификации – это обязательная мера

Согласно ТК России, а именно 196-ой статье, важность профессиональной квалификационной подготовки, а также переподготовки кадров для нужд компании определяет сам работодатель. Но иногда проведение курсов повышения квалификации превращается в обязанность стороны-работодателя на основании требований ФЗ.

Среди тех, кто должен повышать квалификацию, можно отметить:

  • Сотрудников ОВД – ФЗ-342;
  • Работников фармацевтических и медицинских компаний – ФЗ-323;
  • Государственные служащие – ФЗ-79;
  • Педагогические сотрудники – ФЗ-125;
  • Работники ЖД транспорта – ФЗ-17;
  • Водители и иные сотрудники, занятые на работах с наземным и автомобильным транспортом – ФЗ-196.

Основные методы

Среди основных методик повышения квалификации можно отметить такие, как:

  • Конференции и другие подобные мероприятия. Это одна из активных методик обучения, позволяющая стимулировать коммуникативные и социальные навыки, а также их развитие. Такие курсы улучшения квалификации помогают развить мышление и обучат граждан выступать публично;
  • Лекции. Это одна из классических методик. Материалы, обсуждаемые на лекциях, усваиваются гражданами пассивно. Сегодня лекции дополняются другими методами обучения сотрудников;
  • Тренинги. Во время обучения тренеры дают инструкции работникам и проверяют, как хорошо были усвоены знания в рамках определенного временного периода;
  • Курсы. Интерактивные курсы для повышения квалификаций помогают получить, закрепить, а также протестировать знания с помощью специальных программ для обучения;
  • Обучение своими силами. Пожалуй, это один из простых методов, однако он требует от сотрудника ответственности и самодисциплины. Сейчас такой метод активно развивается за счет создания специализированных программ для обучения;
  • Кейс-стади. Такой метод дает возможность решать производственные проблемы. Подходит этот вариант обучения для руководителей и управляющих;
  • Проведение деловых игр. Тут все просто – проблема решается не одним, а несколькими работниками;
  • Баскет-методика. Этот метод основан на имитации той ситуации, которая может быть встречена во время работы.

Выбор методик, помогающих повысить квалификацию, зависит от большого количества факторов, начиная от характеристик работников и заканчивая возможностями компании. Выбирать методику нужно качественно и с учетом знаний, потому как при неправильной подборке обучения оно будет сведено к нулю, как и вся его эффективность.

Где происходит повышение квалификации

К образовательным компаниям, обеспечивающим повышение квалификацию, можно отметить:

  • Академия;
  • Институты, специализирующиеся на повышении квалификации;
  • Курсы повышения квалификации;
  • Центры обучения и службы занятости граждан.

К тем институтам, которые занимаются повышением квалификации, относятся следующие учреждения:

  • Учебные центры перевод готовки квалифицированных специалистов;
  • Центры улучшения профессиональной и специализированной квалификации;
  • Центры, обеспечивающие занятость уволенным или увольняемым работникам, занятым в ВС России;
  • Региональные межотраслевые центры, ориентированные на повышение квалификации, а также квалифицированной переподготовки профессиональных сотрудников.

При этом необходимо отметить такие и то, что, согласно п. 10 Типового положения, процессы обучения для того, чтобы повысить квалификацию, могут также предоставлять специализированные факультеты по подготовке кадров.

Повышение уровня квалификации кадров можно проводить и на территории компании, а также в специализированных организациях и учреждениях.

Документы, подтверждающие квалификацию и ее уровень

Квалификационные документы позволяют подтвердить:

  • Как присвоение, так и переобучение, и повышение квалификации;
  • Присвоение разряда или же класса на основании профессионального обучения.

Все эти и другие моменты подтверждаются соответствующими документами и удостоверениями. На основании пункта 28 специализированного положения образовательные квалифицированные учреждения, специализирующиеся на повышении квалификации, выдают работникам такие документы, как:

  • Удостоверение;
  • Свидетельство;
  • Диплом.

Такие документы выдаются после прохождения обучающих программ. Так, свидетельство выдается тем, кто проходит программы в 100 часов или больше, а диплом – тем, кто прошел курс в 1000 часов или больше.

Оформление и регистрирование отношений

Для того, чтобы направить сотрудников на курсы, работники должны составлять план для обучения на ближайший год, где отмечаются цели и ключевые основания для обучения работников. Согласно установленному плану, работодатель может составлять и заключать соответствующие договора с учреждениями, ориентированными на курсы повышения квалификации. Данный момент отмечен в пункте 7 положения.

Что же касается работника, то с ним работодатель заключает договор, который является дополнительным по отношению к трудовому. Для того, чтобы работника можно было перенаправить на улучшение уровня компетенции и квалификации, создается специальный приказ, в котором отмечается обоснование производственной важности и необходимости проведения обучения. Там же отмечается, что работник направляется на учебу по личной инициативе стороны-работодателя или же по своей лично инициативе.

Если во время прохождения обучения человеку нужно отойти от производства, этот момент нужно зафиксировать в табеле для учета рабочих часов и времени. А после обучения изменения о прохождении курсов вносятся в личное дело и карточки работника.